Знакомство с Метрологическим образовательным кластером Росстандарта в г.Казань: обмен опытом работы

21-22 октября в г.Казань Республики Татарстан состоялась рабочая встреча представителей Метрологического образовательного кластера Росстандарта в Санкт-Петербурге и Метрологического образовательного кластера Росстандарта в г. Казань. По приглашению Наиля Шамиловича Зарипова, директора Всероссийского научно-исследовательского института расходометрии — филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии им. Д.И.Менделеева» поделиться опытом работы и обсудить перспективы развития приехали: начальник службы по связям с общественностью ФГУП «ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, координатор Метрологического образовательного кластера Росстандарта Алексей Сергеевич Игнаткович, директор Информационно-методического центра Красносельского района Санкт-Петербурга Татьяна Анатольевна Сенкевич, директор ГБОУ СОШ №237 Красносельского района Санкт-Петербурга Ирина Талгатовна Морарь, заместитель директора по учебной работе ГБОУ СОШ №237 Надежда Александровна Доронина.
В 2020 году был создан Метрологический образовательный кластер Санкт-Петербурга. ГБОУ СОШ №237 Красносельского района Санкт-Петербурга стала флагманской школой кластера и запустила работу первого в России Метрологического класса. Сегодня в школе работают 4 профильных класса (2 метрологических 10 м и 11 а по направлению «метрология и стандартизация» и 2 управленческих 10 у и 11 б, по направлению «управление качеством»). Также в каждой параллели начальной и основной школы не менее одного класса является прометрологическим, а в параллели 5 классов в 2023 году открыт также кадетский морской метрологический класс.
За 3 года существования кластер превратился в саморазвивающуюся систему, состоящую из школ, СПО, ВУЗов, предприятий. Зародившись в Санкт-Петербурге, он вышел за границы города. Теперь Петербургский метрологический образовательный кластер носит гордое имя Метрологического образовательного кластера РОССТАНДАРТА и объединяет организации по всей России.
Главной целью кластера является знакомство школьников с профессией метролог – ознакомительная цель. Но, по мере развития сообщества, возникла потребность в переходе на следующий уровень – образовательный, что повлекло необходимость создания учебно- методической базы. Обсуждению проблем метрологического образования школьников и была посвящена рабочая встреча в Казани.
Первый день совещания на базе ВНИИР открыл его директор Наиль Шамилович Зарипов. Наиль Шамилович поприветствовал гостей, рассказал о деятельности ВНИИР в рамках работы кластера, выразил надежду на продуктивную работу во время встречи и дальнейшее сотрудничество. Он представил гостям Дениса Сергеевича Ирисова, разработчика комплекта для проведения лабораторных работ. С помощью «Метрологического кейса» можно провести более 100 различных работ по физике и метрологии для параллелей 1-11 классов. Уникальность набора состоит в простоте использования и в том, что кейс рассчитан на детей с разным уровнем подготовки, включая «нулевой». Яркие и увлекательные эксперименты заинтересуют учеников, помогут развить исследовательские способности. Учителя, работающие с кейсом смогут его усовершенствовать по своим потребностям, добавляя дополнительные платы и датчики. Предложенное оборудование может быть также использовано для проведения метрологической олимпиады школьников, решения кейсов и пр.
Первая рабочая встреча завершилась экскурсией по эталонной базе ВНИИР под руководством Иосифа Израиловича Фишмана, советника директора ВНИИР, координатора Метрологического образовательного кластера Росстандарта в Республике Татарстан.
Второй день встречи проходил в Многопрофильном лицее №187 «РИТМ» Советского района города Казани. На встрече присутствовали: директор лицея № 187 Гульнара Гаппасовна Галеева, А.Н. Николаева, заместитель директора по информационным и коммуникативным технологиям лицея №187, директор ВНИИР Н.Ш. Зарипов, И.И. Фишман, А.С. Игнаткович, Т.А. Сенкевич, И.Т. Морарь, Н.А. Доронина, А.И. Сойко, доцент кафедры «Электронного приборостроения и менеджмента качества» КНИТУ КАИ, Е.В. Петрова, профессор кафедры «Аналитической химии, сертификации и менеджмента качества» Казанского национального исследовательского университета, представители промышленности.
Директор лицея Гульнара Гаппасовна Галеева провела экскурсию по образовательному учреждению, показала классы и педагогический музей. Одним из самых запоминающихся экспонатов стало семейное педагогическое древо, запечатлевшее 1000 летнюю историю педагогической династии учителя лицея №187.
Пленарное заседание открыл Наиль Шамилович. В своей речи он поставил вопросы, связанные с метрологическим образованием школьников, предложил вместе искать пути их решения. Гульнара Гаппасовна поделилась результатами работы лицея в составе кластера. В течение года под руководством ВНИИР ученики лицея углубленно изучали, физику и математику, посещали экскурсии на предприятия, знакомились с метрологией и стандартизацией.
Заместитель директора Анна Николаевна Яблонская подробно рассказала о проведенных мероприятиях.
Доклады Татьяны Анатольевны Сенкевич и Ирины Талгатовны Морарь удивили слушателей масштабом проделанной работы.
В своем докладе «Метрологический кластер района: от идеи к реализации» Татьяна Анатольевна рассказала об образовании районного Инженерно-метрологического кластера, об этапах становления и развития районного объединения. На сегодняшний день в кластере Красносельского района 12 школ, объединенных общей целью продвижения инженерно-метрологических специальностей. Школы взаимодействуют друг с другом в горизонтальной плоскости. Районный кластер совсем молодая структура, образованная в конце марта 2023г. В данный момент создан план совместной работы, проведены установочные встречи представителей школ, ведется работа по наполнению сетки мероприятий. Не все школы района имеют одинаковое материально-техническое наполнение. Взаимодействие в рамках кластера позволит обучающимся иметь равные возможности (используя базу более развитых в материально-техническом обеспечении учебных заведений) при изучении метрологии, технологии, робототехники и пр.
Ирина Талгатовна Морарь представила опыт работы в докладе «Роль метрологического кластера в построении модели персонифицированной образовательной среды». На сегодняшний день рынок труда очень разнообразен, однако, современные школьники ориентируются, в основном, на общеизвестные специальности: врач, педагог, программист, блогер. Выпускники школ полагаются при выборе профессии на мнение родителей, друзей, географическое расположение вуза (близость к дому) и пр. Часто ученики не могут объективно оценить свои возможности и выбирают профессию, в которой не смогут состояться. Лишь небольшой процент абитуриентов осознанно выбирает свою профессиональную траекторию. Путь персонификации направлен на раскрытие индивидуальных особенностей выпускника, выявление его сильных сторон и дефицитов. Персонифицированная образовательная среда помогает выпускнику представить образ ближайшего и отдаленного будущего и понять, какие действия необходимо совершить для достижения поставленных целей.
Рабочая встреча проходила с соблюдением временного регламента. Настала очередь представить практический опыт обучения школьников метрологии. Надежда Александровна Доронина провела открытый урок для учеников 11а класса лицея №187. Тема урока «Стандарты качества». Цель урока – знакомство обучающихся с понятием «стандарт качества» на примере экспертизы пробы картофеля. Урок состоял из 2 частей: теоретической и практической. Используя визуальный ряд, предложенный Надеждой Александровной, ребята сформулировали определение стандарта, сравнили полученный результат с существующим термином, постарались выявить критерии для написания стандартов, узнали классификацию стандартов, обсудили проблему принятия решений в отсутствии стандартов на примере мифа о яблоке раздора. Во второй части урока ученики, поделенные на три группы, проводили экспертизу полученных проб картофеля. Опираясь на «ГОСТ 7176-2017. Картофель продовольственный. Технические условия» одиннадцатиклассники сравнили с ним полученную пробу и сделали вывод о пригодности данного картофеля к реализации в розничных сетях. Активная часть урока была посвящена исследованию прочности полиэтиленовых пакетов. Используя безмены, ученики проверили пакеты на соответствие указанной на пакете прочности. Подводя итог занятия, Надежда Александровна поблагодарила ребят за активную работу, пожелала удачи на пути познания. Урок был проведен на высоком методическом уровне, носил практико-ориентированную направленность, получил высокую оценку присутствующих. Надежде Александровне удалось вовлечь в процесс не только ребят, но и взрослые с удовольствием включились в экспертизу проб картофеля, отметили, что на таких знакомых и простых примерах можно изучать сложные и важные понятия.
После урока продолжилась деятельность рабочей площадки. Алексей Сергеевич Игнаткович выступил с докладом «Возможности Метрологического образовательного кластера Росстандарта и опыт Кластера Росстандарта в Санкт-Петербурге». В своем докладе Алексей Сергеевич представил опыт работы кластера в Санкт-Петербурге, осветил основные мероприятия, объяснил свою позицию относительно выбора демонстрационно-ознакомительной модели работы со школьниками, рассказал о достижениях Метрологического образовательного кластера Ростандарта в Воронеже и Саратове. Поблагодарил представителей ВНИИР за проделанную работу.
Алексей Сергеевич Сойко представил доклад «Практико-ориентированные подходы к обучению как эффективный способ профориентационной работы со школьниками в рамках метрологического образовательного кластера».
О занятиях со школьниками на базе Казанского национального исследовательского университета рассказала в своем докладе «Метрологические аспекты химии и химической технологии» Екатерина Владимировна Петрова.
Итоги рабочей встречи подвел Иосиф Израилович Фишман. Он отметил важность развития метрологического образования школьников, необходимость создания материально-методической базы для «погружения» учеников в метрологию, взаимодействие, заинтересованность и активную работу всех членов кластера. Опыт рабочей встречи был оценен положительно.
Представители Санкт-Петербурга благодарят за приглашение и гостеприимство Наиля Шамиловича Зарипова и Гульнару Гаппасовну Галееву. Ваш энтузиазм и преданность делу заражают и стимулируют к дальнейшей работе!
Отдельные слова благодарности Эмме Ильдаровне Бильдановой, ведущему специалисту по связям с общественностью ВНИИР, за организацию мероприятия, точность и слаженность действий, высокий профессионализм.

Добавить комментарий